моя семья

Как продолжалась жизнь и учеба? От пятого до седьмого

avtor bloga
это я автор блога Анатолий Жилинский. Читайте и пишите отзывы

Как продолжалась жизнь и учеба? От пятого до седьмого.

Жизнь в деревне в шестидесятые.

1953 год. Год похорон “Отца народов”. Окончилось единоличное правление страной. После смерти Сталина окончилась переоценка продуктов и товаров которую с нетерпением каждую весну ожидало население всей страны.

А вот всякого рода натуральные налоги остались. Колхозники работали только на трудодни, а жили в основном на доходы с личного хозяйства. Какие-то деньги они в основном имели только от продажи продуктов своего личного хозяйства и иногда от полученного на трудодни.

Были люди, которые ходили по селу, переписывали живность, и определяли, кто, что и сколько должен сдать на налоги. С личного хозяйства население должно было сдавать молоко, яйца, шкуры забитых животных и другие сельхозпродукты. Но это была головная боль родителей, а дети росли и жили как их жизнь обеспечивали родители.

В селе был детдом для сирот. Сироты тоже росли, уходили в самостоятельную жизнь, и наступило время, что детдом расформировали. В помещении бывшего детдома сделали еще одну школу. В эту школу я пошел в 5-й класс.

Жизнь улучшается.

Лето после окончания начальной школы было особо насыщенным. К этому времени колхоз на окраине деревни на реке Гнилопять построил гидроэлектростанцию. Река стала глубже и затопив прибрежные участи земли стала шире. В иле затопленных участков земли завелись какие-то треугольные черви. На них охотно клевала рыба. В реке было много разной рыбы, но я был неопытным рыбаком и ловил пескарей. Пескари, зажаренные бабушкой до хруста, я поедал с большим удовольствием. В деревне отремонтировали водонапорную башню, провели водопровод и установили водоразборные колонки.

Я побывал с отцом в лесу, откуда привезли много бревен. И возле дома была организована ручная лесопилка по изготовлению досок для пола. Лесопилка представляла собой огромный помост высотой больше человеческого роста. На него закатывали бревно. Два работника: один сверху, а второй внизу большущей пилой вручную резали бревно на доски. Нужно было быть высококлассным специалистом, чтобы доски длиной 4-5 метров были ровными.

Вскоре в доме настелили деревянные полы. Для бабушки купили кровать.  Сундук, на котором бабушка спала, перекочевал в погреб для хранения овощей.  Так что жизнь в деревне и доме улучшалась.

Учеба и досуг.

5 klas

Лето закончилось, и я пошел в новую школу. Как продолжалась жизнь и учеба в новой школе в новом учебном году? Путь до новой школы был примерно в три раза больше.  На территории возле школы от бывшего детдома остался огород, фруктовый сад, хозяйственные постройки. Осень время уборки урожая. На огороде были заросли топинамбура (земляной груши). На перерывах мы выдергивали стебли вместе с корнями, на которых были эти плоды. Плоды мы мыли и поедали. Наши попытки полакомиться из сада пресекались завхозом.

В моей бывшей школе было два одноэтажных корпуса.  Один из них перестроили на дворец пионеров. Там были созданы различные кружки. Я записался в струнный кружок. Особыми музыкальными данными я не обладал, но папа купил мне мандолину и меня взяли в струнный оркестр. Из репертуара мне запомнились слова мелодия:

Мы кузнецы и дух наш молод, куем мы счастия ключи.

Папа старался, чтобы мы были умными и выписывал для меня журнал «Юный техник», а для сестричек «Мурзилка» и «Барвинок». Я пытался делать поделки, описанные в журнале, правда не всегда успешно, но это дало толчок к тому, что я окончил Политехнический институт и стал технарем.        Отец хотел, чтобы я выглядел как гимназист и мне пошили черную шинель и новые туфли. В деревне была мастерская, где можно было шить одежду и обувь.

Обязанности в семье.

Мне исполнилось 11, а старшей сестре 9 лет и у нас появились обязанности по дому. В сарае коровку потеснили и сделали загородку для поросенка. Живность надо было кормить. Летом для поросенка мы рвали бурьян и крапиву. Этот бурьян дробился, ошпаривался кипятком, сдабривался отходами пищи, и шел на корм поросенку.

По картошке в огороде садилась тыква. Тыква шла на корм поросенку, а семечки нам на еду. Чтобы из тыквы варили кашу я как-то не помню.

Также я со старшей сестрой по очереди заготавливали траву для подкормки коровы, когда ее пригоняли на дневную дойку. Родители  для коровы покупали кормовую свеклу. Осенью корове давали ботву от свеклы, а сама свекла оставалась на корм зимой.

Когда копали картошку, сразу ее сортировали. Мелкую откладывали на еду поросенку. Осенью мелкую картошку поросенку варили с кожурой, толкли и заправляли отрубями.

Сейчас с отрубей пекут хлеб для людей и оценивают его выше стоимости хлеба из очищенной муки.

Какое-то время перед забоем поросенку вместо отрубей давали муку из меленой кукурузы, чтобы сало было мягким и вкусным. Кормили поросенка натуральными продуктами, и сало сохраняло свои вкусовые качества от зимы до лета без холодильника. Сейчас купишь сало, положишь в холодильник и через две недели оно уже имеет запах.

Еще у нас на огороде росли подсолнухи. Боковые побеги на растении обрывались, и верхняя головка подсолнуха вырастала большой и семечки в ней были крупными. Семечек всегда было много и ели мы их всю зиму.

Жизнь как она есть.

Впереди три года учебы. Много новых предметов: алгебра, геометрия, история, география, литература, биология и другие. Седьмой класс выпускной и надо будет сдавать экзамены. Но об этом не думалось. Жизнь воспринималась такой, какой она есть.  Как продолжалась жизнь и учеба -надо было учиться и я учился, не задумываясь о будущем, даже тогда, когда отец пообещал, что купит велосипед тому, кто лучше окончит учебный год. Сестра победила, и папа купил дамский велосипед. Сестра пару раз упала   и отказалась учиться ездить на велосипеде.  Фортуна обернулась ко мне лицом. На велосипеде катался я.

Грядущие перемены.

Три года пролетели, я сдал выпускные экзамены, неполное среднее образование было окончено. Можно было идти учиться в восьмой класс. Однако родители решили, что мне пора приобретать специальность. Будущий мужчина должен иметь специальность, чтобы зарабатывать свой кусок хлеба. Такая была реальность того времени. О том, как я приобретал специальность расскажу   в следующей статье.

Уважаемый читатель, заходите на мой сайт и читайте еще две мои предыдущие статьи о моей жизни и учебе в те далекие времена. Буду очень признателен если Вы напишите отзыв.

С  уважением

Ваш Анатолий Жилинский.

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *